среда, 24 ноября 2010 г.

[trip] Музыка на старых звуковых картах

Первая звуковая карта для IBM PC совместимых компьютеров была выпущена в 1987 году и имела не так уж и много общего с современными. У нее не было возможности записывать или воспроизводить привычное нам цифровое аудио, и, по сути, она являлась всего лишь примитивным синтезатором с единственной функцией - возможностью воспроизведения музыки. И вплоть до распространения алгоритмов сжатия звука, в основном, именно звучание музыки придавало звуковой карте ее индивидуальность.

Дело в том, что наряду с традиционным FM-синтезом, технологией лицензированной Yamaha, а следовательно, звучащей примерно одинаково у всех производителей, в конце 80-х годов начал развиваться, так называемый, Wavetable синтез звука. Его принцип заключается в использовании не только взаимодействия определенных форм электромагнитных волн, но и семплов, записанных с настоящих музыкальных инстументов. И хотя использовались семплы только ударных и атаки, то есть самого начала звучания инструмента, этим достигалось намного более реалистичное звучание, поскольку человеческий слух наиболее остро реагирует именно на нюансы атаки.

Чтобы показать различия между этими двумя алгоритмами звукового синтеза, я записал одну и ту же мелодию из саундтрека Warcraft II через две звуковые карты. К сожалению, обе карты относятся уже к концу эпохи MIDI музыки в играх и являются бюджетными перевыпусками классических моделей, но в плане качества звука не отличаются от них. Первая представляет собой клон Sound Blaster 16, реализовывавшего FM-синтез на чипе Yamaha OPL3, вторая - преемник Sound Blaster AWE32 с Wavetable синтезом.


Creative Sound Blaster Vibra16c (CT4180)


Creative Sound Blaster AWE64 (CT4520)

Что интересно, каждый производитель звуковых карт с Wavetable использовал собственные библиотеки семплов, эффекты реверберации, хоруса, фейзера и алгоритмы аддитивного и субтрактивного синтеза. Из-за этого каждая карта имела действительно уникальное звучание. Ниже я приведу ссылки на замечательные сайты, посвященные истории и сравнению звуковых карт того времени.

Wavetable.nl - сайт полностью посвящен соответствующей теме. Представлены записи очень многих моделей.
Crossfire-designs.de - интересная статья об истории компьютерного звука начиная с PC-speaker.
Youtube.com - короткое видео об эволюции игровой музыки. На основе статьи по ссылке выше.

Как я записывал: игра запускалась на системе AMD 486 DX4-100, 32MB RAM, S3Trio64V+ 1MB, 1.2GB HDD, Windows 95 OSR2 с громкостью WAVE на нуле. Выходной сигнал записан через линейный вход Sound Blaster X-Fi Titanium с последующей нормализацией.

Комментариев нет:

Отправить комментарий